Ресурсы тюркско-татарского дискурса образовательного пространства Поволжья. Конец XIX в. – 1930-е гг.

Авторы

  • Тамара Юсуфовна Красовицкая Институт российской истории РАН

DOI:

https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-1.23-40

Ключевые слова:

ресурс тюркско-татарского дискурса, образовательное пространство, политическая практика, характер борьбы, общегосударственные нужды, перспективы создания этнических продуктов культуры

Аннотация

С конца XIX века ресурс тюркско-татарского дискурса в российском образовательном пространстве требовал адекватного восприятия и оценки перспектив развития. На пути его специализации в практической сфере виделся ряд проблем. Россия существенно отставала в вовлечении нерусского населения в образовательные практики государственной системы образования. Политическая практика формировать общее для всего населения образовательное пространство диссонировала с традиционными учебными институциями и их практиками, хотя среди тех имелись и сторонники реформ. Обе стороны: и имперский центр, и реформаторы традиционных школ, – понимали модернизацию и как обновление на старой основе, и как процесс, организуемый и решаемый. Цели, видимые по-разному каждой стороной, обусловили характер борьбы – жесткий и многообразный. Стороны занимали активную позицию. Значительная часть населения сохраняла институты и ресурсы своей культуры, претендуя на разную степень политической и правовой самодеятельности. Требования этнических коллективов об организации их жизни в новых условиях формировали политическое поле конкуренции и борьбы, не стесняясь апеллировать как к общегосударственным нуждам, так и к этническому чувству, их комплексу неурегулированных перспектив этнических культур.

Список источников и литературы

  1. Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века – до 1917 года. М.: Наука, 2006. 301 с.
  2. Батыркаев Т. Кораническая экзегетика мусульман Поволжья и Приуралья (конец XVIII – начало XX вв.) // Письменные памятники Востока. 2008. №2 (9). С.104–130.
  3. Богородицкий В.А. Введение в татарское языкознание. Казань: Татгосиздат, 1922. 22 с.
  4. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф.977. Оп.ИФФ. Д.1249.
  5. Дагестан: кумыкский этнос. М.: «Веста», 1993. 105 с.
  6. Дульский П.М., Мексин Я.П. Иллюстрация в детской книге. Казань: Изд. авторов, 1925. 149 с.
  7. Закон и правила об открытии частн. учеб. заведений, кл. и курсов М-ва нар. просвещения, не пользующихся правами правительств. учеб. заведений: [С прил.]. М.: кн. маг. «Право» Ф.В. Бусыгина, 1915. 16 с.
  8. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань: Мастер Лайн, 2002. 452 с.
  9. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1986. 270 с.
  10. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916. 119 с.
  11. Коблов Я.Д. Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе. Казань: Тип. Имп. унив., 1908. 20 с.
  12. Луначарский А.В. Латинизация русской письменности // Культура и письменность Востока. 1930. Кн. 6. С.20–26.
  13. Маслинская С.Г. Как Буденного сменил Гастелло, а Муму – Мамлакат: из истории одного сборника изложений для начальной школы 1930–1950-х гг. // Начало учения детям: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: сб. материалов Международной научной конференции (8–12 октября 2014 года). М.: Канон плюс, 2014.
  14. Мексин Я. Иллюстрация в советской детской книге // Книга детям. 1928. №5–6. С.39–44.
  15. Мустафина Л.Ф. Развитие татарского просвещения в Поволжье и Приуралье в период 1917–1935 гг. // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т.7. №2: [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN215.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
  16. Образование и просвещение в губернской Казани. Сб. статей. Вып. 4 / отв. ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова. Казань: Изд-во «ЯЗ»; Институт истории АН РТ, 2012. 208 с.
  17. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17 июня 2015 года №443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015–2025 годы».
  18. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.17. Оп.113. Д.200.
  19. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.821. Оп.130. Д.471.
  20. Сальникова А.А., Галиуллина Д.М. Татарские буквари на кириллице: от букваря Н.И. Ильминского до советских учебников конца 1930–1950-х гг. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. №4 (13). С.102–120.
  21. Сафиуллина Р. Книгопечатание на арабском языке у татар // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2001. №1–2. С.191–201.
  22. Сафиуллина Р.Р. Арабская лингвистическая традиция и ее отражение в истории татарского языкознания // Культурные традиции в Евразии. Из серии Восток-Запад: Диалог культур. Вып. 4. Казань: Изд-во Татар. гуман. ин-та, 2003. С.422–430.
  23. Сафиуллина Р.Р. История изучения арабского языка у татар // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11–13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т.2. C.85–86.
  24. Тазиева Л.К. Лексика букварей Ахметхади Максуди // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика / Междунар. науч. конф. (Казань, 11–13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т.2. С.179.
  25. Фахрутдинов Р.Р. Татарское общественно-политическое движение в конце XIX – начале ХХ вв. как фактор конструирования национальной идентичности: Автореф. дисс. … докт. ист. наук. СПб., 2009. 46 с.
  26. Хабутдинов А.Ю. Воспитание личности мусульманина в системе джадидского образования в медресе // Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Сб. материалов научно-практической конференции. 13 октября 2004 г. Казань, 2005. С.22–26.
  27. Ханбиков Я.И. Педагогика джадидизма // Ученые записки КГПИ. Вып.193. Казань, 1979. С.52–71.
  28. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. Казань: КГПУ, 1998. 306 с.
  29. Ялалов Ф.Г. Гимназическое образование народов России. Казань: Магариф, 2002. 244 с.

Биография автора

Тамара Юсуфовна Красовицкая, Институт российской истории РАН

доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт российской истории РАН (Москва, Российская Федерация); e-mail: tkrasovitskaya@mail.ru

Библиографические ссылки

Aminov T.M. Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Bashkirii. Nachalo XVII veka – do 1917 goda [History of vocational education in Bashkiria. Beginning of the 17th century – until 1917]. Moscow: Nauka, 2006. 301 p. (In Russian)

Batyrkaev T. Koranicheskaya ekzegetika musul'man Povolzh'ya i Priural'ya (konets XVIII – nachalo XX vv.) [Koranic exegesis of the Muslims of the Volga and Ural regions (late 18th – early 20th centuries)]. Pis'mennye pamyatniki Vostoka, 2008, №2 (9), pp.104–130. (In Russian)

Bogoroditskiy V.A. Vvedenie v tatarskoe yazykoznanie [Introduction to the Tatars linguistics]. Kazan: Tatgosizdat, 1922. 22 p. (In Russian)

Gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Tatarstan (GA RT) [State Archive of the Republic of Tatarstan]. F.977. Op.IFF. D.1249. (In Russian)

Dagestan: kumykskiy etnos [Dagestan: Kumyk ethnic group]. Moscow, Vesta, 1993. 105 p. (In Russian)

Dul'skiy P.M., Meksin Ya.P. Illyustratsiya v detskoy knige [Illustration in a children’s book]. Kazan: Izd. avtorov, 1925. 149 p. (In Russian)

Zakon i pravila ob otkrytii chastn. ucheb. zavedeniy, kl. i kursov M-va nar. prosveshcheniya, ne pol'zuyushchikhsya pravami pravitel'stv. ucheb. zavedeniy: [S pril.] [Law and regulations on the opening of private educational institutions, classes and courses of the Ministry of Public Education that do not enjoy the rights of government educational institutions]. Moscow: kn. mag. «Pravo» F.V. Busygina, 1915. 16 p. (In Russian)

Islam i musul'manskaya kul'tura v Srednem Povolzh'e: istoriya i sovremennost'. Ocherki [Islam and Muslim culture in the Middle Volga Region: history and modernity. Essays]. Kazan: Master Layn, 2002. 452 p. (In Russian)

Klimovich L.I. Kniga o Korane, ego proiskhozhdenii i mifologii [The book about the Quran, its origin and mythology]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1990. 270 p. (In Russian)

Koblov Ya.D. Konfessional'nye shkoly kazanskikh tatar [Confessional schools of Kazan Tatars]. Kazan, 1916.119 p. (In Russian)

Koblov Ya.D. Mechty tatar magometan o natsional'noy obshcheobrazovatel'noy shkole [Dreams of Mohammedan Tatars about the national comprehensive school]. Kazan: Tip. Imp. univ., 1908. 20 p. (In Russian)

Lunacharskiy A.V. Latinizatsiya russkoy pis'mennosti [Latinization of Russian writing]. Kul'tura i pis'mennost' Vostoka, 1930, kn. 6, pp.20–26. (In Russian)

Maslinskaya S.G. Kak Budennogo smenil Gastello, a Mumu – Mamlakat: iz istorii odnogo sbornika izlozheniy dlya nachal'noy shkoly 1930–1950-kh gg. [How Budyonny was replaced by Gastello, and Mumu – Mamlakat: from the history of one collection of essays for elementary school in the 1930s–1950s.]. Nachalo ucheniya detyam: rol' knigi dlya nachal'nogo obucheniya v istorii obrazovaniya i kul'tury: sb. materialov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (8–12 oktyabrya 2014 goda). Moscow: Kanon plyus, 2014. (In Russian)

Meksin Ya. Illyustratsiya v sovetskoy detskoy knige [Illustration in a Soviet children's book]. Kniga detyam, 1928, №5–6, pp.39–44. (In Russian)

Mustafina L.F. Razvitie tatarskogo prosveshcheniya v Povolzh'e i Priural'e v period 1917–1935 gg. [The development of Tatar education in the Volga and Ural regions in the period 1917–1935]. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2015, t.7, №2: [Electronic resource] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN215.pdf (accessed: 01.02.2023). (In Russian)

Obrazovanie i prosveshchenie v gubernskoy Kazani. Sb. statey. Vyp. 4 [Education and enlightenment in the provincial Kazan. Digest of articles. Issue. 4]. Ed. by I.K. Zagidullin, L.F. Baybulatova. Kazan: Izd-vo «YaZ»; Institut istorii AN RT, 2012. 208 p. (In Russian)

Postanovlenie Kabineta ministrov Respubliki Tatarstan ot 17 iyunya 2015 goda №443 «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya obuchayushchikhsya v Respublike Tatarstan na 2015–2025 gody» [Decree of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated June 17, 2015 No. 443 "On approval of the Strategy for the development of education of students in the Republic of Tatarstan for 2015–2025"]. (In Russian)

Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii (RGASPI) [Russian State Archive of Socio-Political History]. F.17. Op.113. D.200. (In Russian)

Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive]. F.821. Op.130. D.471. (In Russian)

Sal'nikova A.A., Galiullina D.M. Tatarskie bukvari na kirillitse: ot bukvarya N.I. Il'minskogo do sovetskikh uchebnikov kontsa 1930–1950-kh gg. [Tatar primers in Cyrillic: from the primer N.I. Ilminsky to Soviet textbooks of the late 1930s–1950s]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2013, №4 (13), pp.102–120. (In Russian)

Safiullina R. Knigopechatanie na arabskom yazyke u tatar [Typography in Arabic among the Tatars]. Ekho vekov, 2001, №1–2, pp.191–201. (In Russian)

Safiullina R.R. Arabskaya lingvisticheskaya traditsiya i ee otrazhenie v istorii tatarskogo yazykoznaniya [Arabic linguistic tradition and its reflection in the history of Tatar linguistics]. Kul'turnye traditsii v Evrazii. Iz serii Vostok-Zapad: Dialog kul'tur. Vyp. 4. Kazan: Izd-vo Tatar. guman. in-ta, 2003, pp.422–430. (In Russian)

Safiullina R.R. Istoriya izucheniya arabskogo yazyka u tatar [The history of learning Arabic among the Tatars]. Boduenovskie chteniya: Boduen de Kurtene i sovremennaya lingvistika: Mezhdunar. nauch. konf. (Kazan', 11–13 dek. 2001 g.): Trudy i materialy: V 2 t. Ed. by K.R. Galiullin, G.A. Nikolaev. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta, 2001. Vol.2, pp.85–86. (In Russian)

Tazieva L.K. Leksika bukvarey Akhmetkhadi Maksudi [Vocabulary of Ahmadhadi Maksudi primers]. Boduenovskie chteniya: Boduen de Kurtene i sovremennaya lingvistika / Mezhdunar. nauch. konf. (Kazan', 11–13 dek. 2001 g.): Trudy i materialy: in 2 vol. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta, 2001. Vol.2, p.179. (In Russian)

Fakhrutdinov R.R. Tatarskoe obshchestvenno-politicheskoe dvizhenie v kontse XIX – nachale XX vv. kak faktor konstruirovaniya natsional'noy identichnosti: Avtoref. diss. … dokt. ist. nauk [Tatar socio-political movement in the late 19th – early 20th centuries as a factor in the construction of national identity: Dr. Sci. (history) thesis]. SPb., 2009. 46 p. (In Russian)

Khabutdinov A.Yu. Vospitanie lichnosti musul'manina v sisteme dzhadidskogo obrazovaniya v medrese [Education of the personality of a Muslim in the system of Jadid education in a madrasah]. Sistema musul'manskogo religioznogo obrazovaniya u tatar: istoriya, problemy, perspektivy. Sb. materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii. 13 oktyabrya 2004 g. Kazan, 2005. Pp.22–26. (In Russian)

Khanbikov Ya.I. Pedagogika dzhadidizma [Pedagogy of Jadidism]. Uch. zap. KGPI, 1979, vol. 193, pp.52–71. (In Russian)

Sharafutdinov Z.T., Khanbikov Ya.I. Istoriya pedagogiki Tatarstana [History of pedagogy of the Tatarstan]. Kazan: KGPU, 1998. 306 p. (In Russian)

Yalalov F.G. Gimnazicheskoe obrazovanie narodov Rossii [Gymnasium education of the peoples of Russia]. Kazan: Magarif, 2002. 244 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2023-04-04

Как цитировать

Красовицкая, Т. Ю. (2023). Ресурсы тюркско-татарского дискурса образовательного пространства Поволжья. Конец XIX в. – 1930-е гг. Из истории и культуры народов Среднего Поволжья, 13(1), 23–40. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-1.23-40

Выпуск

Раздел

Статьи